В Internet Explorer 6 сайт отображается некорректно. Для корректного просмотра используйте Internet Explorer 7-ой версии и выше, Mozilla Firefox 3.5, Opera 9.6 или Google Chrome

Создание системы продаж для логистических и таможенных компаний!     8 (812) 425-60-86

Главная Аналитика
Косвенные налоги в условиях Таможенного союза.

Аналитика

Увеличить шрифт шрифт Уменьшить шрифт
0
Косвенные налоги в условиях Таможенного союза.
Косвенные налоги в условиях Таможенного союза.

Косвенные налоги в условиях Таможенного союза.

Таможенные территории Белоруссии, Казахстана и России в настоящее время объединены в единую таможенную  территорию. При перемещении товаров внутри единой таможенной территории не  применяются ограничения экономического характера и таможенные пошлины. Исключение составляют  компенсационные, антидемпинговые и специальные защитные меры.

 

Во взаимной торговле между станами – участниками Таможенного союза порядок применения налога на добавленную стоимость и акцизов определяется  Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе».  Пункт 1 решения Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества предусматривает срок вступлении в силу решения с 1 июля 2010 года.

Под экспортом товаров в Соглашении о налогах в Таможенном союзе предусматривается перемещение товаром налогоплательщиками между территорией одного государства -  члена Таможенного союза на территорию другого государства – члена Таможенного союза. Согласно статьи 2 Соглашения о налогах при экспорт товаров внутри таможенного союза применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость. Также предусмотрено освобождение от уплаты или возмещение уплаченной суммы акцизов при документальном подтверждении экспорта.

 

При осуществлении импорта товаров с территории одного участника Таможенного союза на территорию другого участника таможенного союза косвенные налоги должны взыматься налоговыми органами государства-импортера. Впрочем законодательство государства может предусмотреть иной способ взымания косвенных налогов при импорте товаров, которые подлежат маркировке акцизными марками или другими знаками и учетно-контрольными марками. В случае, если товары не подлежат косвенному налогообложению при при ввозе на территорию государства – участника Таможенного союза, то они не облагаются налогами и при ввозе с территории страны – учсатнивка Таможенного союза. Аналогичное правило ранее действовало по Соглашению меджу Правительством Республики Беларусь и Правительством РФ от 15 сентября 2004 года.  

 

При этом ставки косвенных налогов, по которым облагаются импортируемые товары не должны превышать ставок косвенных налогов, собираемых с товаров, произведенных внутри страны.

 

Таким образом ставка НДС при ввозе товаров в Россию из Казахстана и Белоруссии составляет 10% или 18% в зависимости от номенклатуры товара, а ставка акцизов на ввозимые товары определяется статьей 193 Налогового кодекса РФ.

 

При осуществлении импорта товаров в СЭЗ (особые, специальные или свободные экономические зоны) особенности применения косвенных налогов определяются международными договорами, которые заключают между собой страны – участники Таможенного союза.

Такие договора урегулируют основные вопросы функционирования СЭЗ, определяют порядок налогообложения товаров и устанавливают процедуру свободной таможенной зоны.

 

 

Протокол от 11 декабря 2009 года (далее называемый как Протокол по товарам) определяет порядок уплаты косвенных налогов при взаимной торговле между государствами – участниками Таможенного союза. Российская Федерация ратифицировала данный Протокол по товарам 19 мая 2010 года федеральным законом № 98-ФЗ. В силу на территории РФ Протокол о товарах вступил с 1 июля 2010 года.

 

При оказании услуг и выполнении работ в Таможенном союзе косвенные налоги взымаются в соответствии с Протоколом от 11 декабря 2009 года (далее – Протокол по работам и услугам). Российская Федерация ратифицировала данный Протокол также 19 мая 2010 года и в силу на территории РФ он также вступил с 1 июля 2010 года.

Основным принципом, характеризующим принятый Протокол по работам и услугам является взымание косвенных налогов в государстве – слене Таможенного союза, чья территория признается местом реализации работ или услуг. Таким образом, если услуги реализованы на территории России, то ставки косвенных налогов, налоговая база, порядок взымания налогов, а также налоговые льготы (в том числе и освобождение от налогообложения определяются по законодательству Российской Федерации.

 

Протокол по работам и услугам также установил нюансы налогообложения при переработке давальческого сырья. Такого рода работы должны облагаться НДС так же, как и при экспорте товаров. При этом налоговая база НДС должна быть исчислена как стоимость выполненных работ.

 

В условиях функционирования Таможенного союза особую роль играет качественный обмен информацией между налоговыми органами. Для реализации эффективного обмена 11 декабря 2009 года между Министерством финансов России, Министерством финансов Епзпхстана и Министерствам по налогам и сборам Республики Беларусь был подписан Протокол об обмене информацией в электронном виде.

В соответствии с данным документом обмен информации дожжен осуществляться по электронным каналам связи на русском языке. Приложение к данному протоколу описывает состав и структуру передаваемой информации.

 

Таким образом после формирования Таможенного союза при взаимной торговле товарами, происходящими с таможенной территории Таможенного союза не применяются ограничения экономического характера (за исключением специальных компенсационных, антидемпинговых и защитных мер) и не уплачиваются таможенные пошлины.

 

Сделки с контрагентами из республики Беларусь

 

Торговые отношения между компаниями, зарегистрированными на территории Республики Беларусь и российскими компаниями и раньше, до вступлению в силу Таможенного союза формировались без таможенного оформления товаров. Применение же косвенных налогов регулировалось отдельным Соглашением с Республикой Беларусь. Введение положений Таможенного союза в целом не изменило сложившуюся практику. Более того, наработанный опыт во взаимоотношениях между хозяйствующими субъектами и контролирующими органами послужил основой для заключения трехстороннего соглашения.

 

Между тем в торговых отношениях с Республикой Беларусь появился ряд новых особенностей.

 

Прежде всего нулевая ставка НДС при хозяйственных отношениях с Беларусью в настояшее время применяется не только при вывозе (экспорте) товаров, но и для договоров товарного кредита (включающих в себя займ в виде вещей и товарный займ. Нулевая ставка НДС также применяется и при экспорте товаров, если при ввозе в страну-импортер они также освобождены от уплаты НДС. Сбор, оформление и предоставление документов, которые должны подтвердить освобождение от уплаты НДС согласно новому законодательству занимает теперь не 90 дней, а 180.

Согласно пункта 2 статьи 1 Протокола по товарам экспортеры, в случае если они подавали документы, подтверждающие факт экспорта вместе с декларацией по НДС, могут теперь не предоставлять эти документы в налоговый орган вместе с налоговой декларацией по акцизам. Однако глава 22 Налогового кодекса РФ такой возможности не представляет. Соответственно российские экспортеры в настоящее время не имеют возможность воспользоваться такой упрощенной процедурой.

В случае, если законодательство государства, на территории которого зарегистрирован экспортер допускает прекращение каких-либо обязательств по договорам в неденежной форме, то расчеты по внешнеторговым договорам тоже могут осуществляться в неденежной форме. Это положение закреплено подпункотм 2 пункта 2 статьи 1 Протокола по товарам. Причем возможность проведения расчетов в неденежной форме никак не влияет на применение экспортером нулевой ставки НДС.

 

Также Протокол установил порядок предоставления нулевой ставки НДС при ввозе и вывозе товаров по договорам лизинга, которые предусматривают переход права собственности к лизингополучателю.

При осуществлении импорта по договорам лизинга, предусматривающим переход собственности налог на добавленную стоимость должен быть уплачен только за тот налоговый период, который охватывает оплату части стоимости предмета лизинга, вне зависимости от даты осуществления платежа и фактического размера оплаты. Ранее, в Соглашении с Республикой Беларусь этот вопрос решен не был.

Изменился и порядок определения налоговой базы при взымании налога на добавленную стоимость при осуществлении импорта товаров.

В настоящее время НДС взымается только со стоимости ввезенных товаров, при этом не учитываются транспортные и дополнительные расходы. Раньше налоговая база исчислялась с учетом затрат на транспортировку и доставку товаров. В случае, если импортированный товар подлежит обложению акцизами налоговая база исчисляется как сумма стоимости товара и объема уплаченных акцизов.

 

При исчислении НДС при выполнении работ и оказанию услуг критерии, используемые при исчислении НДС и определении метра реализации услуг и работ не изменились.

 

При исчислении НДС, взымаемого при проведении работ и услуг, имеющих отношении к недвижимому и движимому имуществу местом взымания НДС является место нахождения такого имущества. При этом предусмотрено исключения из правил, которые предусматривают взымание НДС по месту регистрации покупателя или заказчика. НДС по месту регистрации взымается в случае оказания бухгалтерских, аудиторских, консультационных и юридических услуг, проведения рекламных, дизайнерских, маркетинговых и инжиниринговых услуг, оказания услуг по обработке информации, проведения опытно-конструкторских, научно-исследовательских и опытно-технологических работ, предоставления услуг по предоставлению персонала в том случае, если персонал осуществляет свою деятельность в месте деятельности покупателя услуг.

 

При определении места реализации услуг и работ, связанных с разработкой баз данных и программ для ЭВМ, их модификации и адаптации, а также сопровождению баз данных и программ место реализации определяется как место нахождения покупателя, а не исполнителя.

Из Протокола по товарам и услугам исключено положении, согласно которому нулевой ставкой НДС облагается оказание услуг и работ по ремонту, переоборудованию и модернизации оборудования транспортных средств, ввезенных из одного государства в другое исключительно для ремонта и предусматривающее последующий вывоз отремонтированного транспорта.

 

Протокол по работам и услугам регламентирует налогообложение сделок лизинга и аренды движимого имущества. В настоящее время местом реализации таких услуг является государство, в котором находится лизингополучатель или арендатор. Исключение составляют внешнеторговые сделки по лизингу и аренде транспортных средств. В таких случаях НДС уплачивается в месте нахождения лизингодателя или арендодателя.

 

Значительно изменен порядок администрирования косвенных налогов и предоставления подтверждающих документов.

 

  • Определен порядок уплаты косвенных налогов и предоставления ствки НДС в 0% в тех случаях, когда сторонами внешнеторговой сделки являются три и более лица, в том числе не являющихся резидентами государств- участников Таможенного союза.
  • Регламентировано предоставление плательщиком налогов заявлений на бумажных носителях о ввозе и уплате косвенных налогов. Заявления предоставляются в четырех экземплярах (ранее заявления предоставлялись в трех экземплярах).
  • Введен новый термин – информационное сообщение. Данное сообщение необходимо предоставить в налоговый орган вместе с предоставлением налоговой декларации по косвенным налогам, если реализация товаров происходит с участием трех и более лиц.
  • В счет уплаты косвенных налогов разрешено зачитывать излишне уплаченные налоги и сборы.
  • Определен порядок уплаты и возврата косвенных налогов, а также предоставления налоговых деклараций при возврате товаров ненадлежащего качества или комплектации. В этом случае причина возврата должна быть подтверждена всеми сторонами контракта.
  • При взымании акцизов по ввезенным товарам, подлежащим обязательной маркировке, такие акцизы взимаются таможенными органами. Национальное законодательство может определить иные органы, ответственные за взимание косвенных налогов.

 

Переходные положение.

 

Нормы ранее принятого Соглашения с Республикой Беларусь применяются с 1 июля 2010 года в части в части, не противоречащей Соглашению о налогах в Таможенном союзе.

 

Сделки с контрагентами из республики Казахстан

 

Ранее основные правила уплаты косвенных платежей при взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами Республики Казахстан определялись Соглашением между Правительством Республики Казахстан и Правительством России от 9 декабря 2000 года. Основные положения данного соглашения не отличались от принципов взымания косвенных налогов при осуществлении внешнеторговых операций со странами дальнего зарубежья.

 

 Таким образов при импорте и экспорте товаров с территории Казахстана в Россию и обратно товары помещались под соответствующие таможенные режимы, так же как и товары, происходящие из дальнего зарубежья.

 

Нулевая ставка НДС и освобождение от уплаты акцизов при осуществлении экспорта на территорию Республики Казахстан применялась в соответствии со ст. 21 и 22 Налогового кодекса РФ.

 

Взимание косвенных налогов при взаимной торговле между россиянами и казахстанцами начиная с 1 июля 2010 года производится на основании соглашения о налогах в Таможенном союзе. Принципы, заложенные в данном соглашении одинаковы и при торговле с Республикой Беларусь и при торговле с Республикой Казахстан.

Для сравнения порядка взымания косвенных налогов, действующего с 1 июля 2010 года при ввозе товаров с казахской на российскую территорию можно сопоставить налогообложение при импорте из Казахстана и из любой страны дальнего зарубежья, например Франции. Разница в налогообложении заключается в следующем:

  • Организацией, контролирующей своевременность и полноту уплаты налоговых платежей при ввозе товаров из Франции является Федеральная таможенная служба, в то время как при ввозе с территории Казахстана налоговым администратором являются налоговые органы России
  • Импортер при ввозе товаров из Франции обязан уплатить косвенные налоги, в том числе НДС и акцизы до фактического пересечения российской границы. При осуществлении импорта из республики Казахстан все косвенные налоги подлежат уплате исключительно после того, как товары будут доставлены на территорию России и после того как российский импортер примет товары на учет.
  • В случае ввоз из Франции таможенные органы имеют возможность контролировать полноту и своевременность уплаты косвенных налогов практически в режиме реального времени, в то время как налоговые органы при ввозе товаров с территории Казахстана могут проконтролировать уплату косвенных налогов только постфактум, и лишь тогда, когда российский резидент предоставит в налоговые органы соответствующие документы.


Опубликовал: rabo 27.02.2011 (11:09)
Количество просмотров: 8110

Резюме

На данную статью не было добавлено ни одного резюме

Увеличить шрифт шрифт Уменьшить шрифт

Комментарии