В Internet Explorer 6 сайт отображается некорректно. Для корректного просмотра используйте Internet Explorer 7-ой версии и выше, Mozilla Firefox 3.5, Opera 9.6 или Google Chrome

Создание системы продаж для логистических и таможенных компаний!     8 (812) 640-93-37

Главная Аналитика
«Таможенный лабиринт»

Аналитика

Увеличить шрифт шрифт Уменьшить шрифт
0
«Таможенный лабиринт»
«Таможенный лабиринт»

Постоянная реорганизация таможенных органов уже стала притчей во языцех. Старожилы внешнеэкономической деятельности (видимо есть и такие) помнят и перенос таможенного оформления в глубину России и последовавший через несколько лет поворот  «все вдруг» и перенос таможенного оформления опять к границам страны. Да и вступивший в силу Таможенный союз вместе с новым законодательством добавил изрядную долю неразберихи. Попробуем зафиксировать все последние тенденции в сфере таможенного оформления в центральных регионах.

 

С начала 2009 года по январь 2011 года таможни, расположенные в Москве и Московской области претерпели серьезную реорганизацию. На сегодняшний момент в столичном регионе функционируют следующие таможенные органы.

Московская таможня. Она специализируется на таможенном оформлении почтовых отправлений, выставочных и дипломатических грузов, и товаров, перевозящихся железнодорожным транспортом.

Московская областная таможня. Эта организация оформляет грузы, поступающие автомобильным и железнодорожным транспортом.

Центральная акцизная таможня. Исходя из названия  это учреждение занимается таможенным оформлением подакцизных грузов.

Центральная энергетическая таможня, оформляющая трансграничное перемещение энергоносителей.

Шереметьевская и Домодедовская таможни. Они базируются на крупных авиационных узлах и занимаются таможенным контролем и таможенным оформлением грузов, прибывающих авиационным транспортом.

 

Проведенное сокращение таможенных постов оставило в Москве и Московской области из 52 ранее существовавших подразделений таможенного оформления и таможенного контроля только 19 таможенных постов и 52 отдела таможенного оформления и таможенного контроля.  Вместе с сокращение таможенных подразделений сократилось и количество складов временного хранения, так как ОТО и ТК как правило и базировались на территории СВХ. Критерии по которым проводилось сокращение СВХ и таможенных постов остались для участников ВЭД абсолютно непонятными. Зачастую реорганизации и сокращению подвергались подразделения, расположенные на крупных терминалах, имеющих хорошо развитую инфраструктуру.

Сокращение таможенных подразделений затронуло и количество сотрудников таможни, работавших на них. Низовые подразделения, занимавшиеся непосредственным оформлением товаров были беспощадно прорежено. Однако внешней торговли об этом было невдомек и товаропоток в московском регионе постоянно растет, невзирая на уменьшившееся количество таможенников. Естественно такая рокировочка не могла не сказаться на быстроте и качестве таможенного оформления. Внешнеторговый бизнес просто не смог пролезть в то игольное ушко, которое оставила им Федеральная таможенная служба.. склады временного хранения просто-напросто перегружены, на части терминалов можно наблюдать очереди, стоять в которых приходится по два-три дня. Только после такого изматывающего ожидания автомобили с импортными грузами могут заехать в зоны таможенного контроля и наконец-то начать таможенное оформление товаров. Естественно, оставшиеся без достойной конкуренции базовые СВХ совершенно не стесняясь повышают цены на свои услуги и на терминальные операции. На таможенных терминалах, расположенных в непосредственной близости к Москве цены и так не отличались дешевизной, но уменьшение таможенных постов, расположенных непосредственно в столице подтолкнуло участников ВЭД к оформлению в Московской области. Естественно владельцы СВХ Московского региона радостно потерли руки и тут же увеличили цены на свои услуги. Так на одном из подмосковных терминалов цены за период с августа 2010 года по январь 2011 года выросла в три раза. Остальные терминалы стремятся не сильно отставать от передовиком, к тому же свою лепту внесло решение об переводе товарных потоков из внешних СВХ на базовые. Конечно же вместе с ростом цен на услуги СВХ будет увеличиваться и цена на услуги брокеров.

Все это в общем-то укладывается в концепцию переноса таможенного оформления на границу. Участники ВЭД, выдавливаемые высокими ценами на услуги из столичного региона конечно же обращают свое внимание на таможенные терминалы, расположенные в том же Центральном федеральном округе, но непосредственно примыкающим к европейским границам России. Брянская, Смоленская и Белгородские области должны были принять в свои дружеские объятья столичных коммерсантов. Однако работа в провинции, пусть и близкой к европейским границам имеет свою специфику. Полноценная работа филиала филиала в провинции должна прежде всего должна предусматривать возможность оказания клиентам широкого спектра качественных услуг. Для этого непосредственно в филиале должен находиться как минимум грамотный руководитель или доверенное лицо топ-менеджмента столичной компании. При работе в провинции неизбежно возникают сложности организационного характера, например:

Кадровый ресурс. К сожалению в провинции существует реальный дефицит грамотных и ответственных сотрудников. Сложившаяся тенденция миграции выскоквалифицированного персонала в столицу вынуждает столичные компании, занимающиеся таможенным оформлением организовывать вахтовый, посменный метод работы брокеров. При этом зарплатные запросы местного персонала вполне могут конкурировать со столичными планками.

В провинции достаточно низкий уровень развития телекоммуникационного сервиса. Иногда рабочие места на провинциальных складах временного хранения оказываются не оборудованными элементарными средствами связи.

Компании приходится финансировать транспортные издержки на командировки сотрудников, оплачивать пересылку документов.

Кроме того, ранее не избалованные вниманием региональные терминалы, почувствовав на себе внимание московских богатых гостей, тут же стремятся поднять оплату цен за свои услуги до уровня московских.

2010 года в Санк-Петербургском регионе также был отмечен сокращением ряда таможенных постов. Так, например не у дел осталось три крупных терминала, принадлежащих компании «Стерх», каждый из которых пропускал через себя до ста машин ежесуточно. Очереди на оставшихся СВХ не заставили себя долго ждать. Так же как и в столичном регионе участники ВЭД начали познавать на себе что такое перегрузка таможенных терминалов, очереди при въезде, рост цен на складские услуги.

Так же в 2010 году Балтийская и Санкт-Петербургская таможня были просто измотаны регулярными проверками, проводимыми комиссиями Федеральной таможенной службы. Проверки потянули за собой множественные корректировки таможенной стоимости. В большей совей части эти корректировки затронули товары, оформлявшиеся по оффшорным, «серым» схемам». Таможенные брокеры, попавшиеся на таких схемах конечно же попали в «черный» список» и обеспечили себе пристальное внимание со стороны таможенных органов. Также железная метла прошлась по руководящему составу таможенных органов Северо-Запада. Своих постов лишилось ряд первых лиц, руководители отделов и таможенных постов, и простые инспекторы.

В результате таможенное оформление в Северо-Западном регионе во многом осталось парализованным.

Практика определения таможенной стоимости в настоящее время отличается следующими особенностями:

При определении стоимости, служащей основе для исчисления пошлин и налогов сотрудники таможни как правило ориентируются на профили риска. Профиль доводится до таможен в электронном виде, являются информацией для служебного пользования и, вследствие этого не подлежит разглашению участникам ВЭД. уровень контрольных цен в профилях риска постоянно обновляются. Если подаваемая декларантом цена ниже чем, указанная в профиле риска, то практически неизбежно произойдет корректировка таможенной стоимости и таможенный досмотр. При этом, брокер или импортер, который не имеет достаточного количества денежных средств для немедленной оплаты увеличившегося объема пошлин и налогов приходится оплачивать и простой автотранспорта и лишнее время хранения складу. Наиболее часто профиль риска указывает цену за килограмм товара определенного кода ТНВЭД Однако в одном коде могут встречаться практически диаметрально противоположные по качеству и цене товары, а вот эти показатели при корректировке стоимости увы никак не учитываются. Также свою лепту вносит и отсутствие четкого перечня товаров, которые могут запрашивать таможенные органы.

Большое влияние на процесс  таможенного оформления имеет «его величество план». Для каждого таможенного подразделения установлены свои контрольные показатели. ФТС спрашивает исполнение этих показателей с региональных таможенных управлений, а те, в свою очередь постоянно теребят таможни регионов. Стоимостные профили риска являются как раз одним из контрольных показателей. Так что если вы соберетесь декларировать товары по цене меньше, чем высочайше установленный индекс таможенной стоимости, то таможенники, все как один встанут на защиту минимальной цены.

Очень неохотно таможни идут на выпуск товаров под обеспечение. В случае осуществления условного выпуска товаров участник ВЭД может после предоставления  дополнительных документов доказать таможенную стоимость, совпадающую с заявленной в декларации на товары.

Очень нервно реагирует таможня на обращения в судебные органы по поводу корректировки стоимости товаров. Если уж вы повезло выиграть суд у таможни, то будьте уверены – руководство таможне включит все механизмы, чтобы осложнить вам жизнь.

Но, в общем-то, несмотря на имеющиеся недочеты, тонкости и откровенные недоработки в развитии таможенного администрирования имеются свои перспективы. Это прежде всего электронное декларирование, которое несмотря на всю неоднозначность восприятия ими участниками ВЭД несомненно имеет большое будущее.  Также большое будущее имеет и технология удаленного декларирования, которая позволит оформлять товары, находящиеся на приграничных таможнях, декларантом, расположенном на внутренней таможне.  Помочь в рассасывании очередей призвано и предварительное информирование.  Такая практика с января 2011 года в обязательном порядке введена для товаров вывозимых и ввозимых на территорию Европейского Союза. Оформлять весь этот вал электронных документов призваны вновь создаваемые центры электронного декларирования, которые подразумевают перераспределение деклараций на товары по таможенным органам с учетом их загруженности. Перспективы развития электронного декларирования предусматривает введение автоматического выпуска деклараций. А на долю живых людей останутся лишь декларации, отбираемые системой управления рисками. Так что замыслы у таможенной службы просто наполеоновские, а вот какие из них пройдут тестирование жизнью – покажет время.

 

 

 



Опубликовал: rabo 26.03.2011 (05:23)
Количество просмотров: 2405

Резюме

На данную статью не было добавлено ни одного резюме

Увеличить шрифт шрифт Уменьшить шрифт

Комментарии