В Internet Explorer 6 сайт отображается некорректно. Для корректного просмотра используйте Internet Explorer 7-ой версии и выше, Mozilla Firefox 3.5, Opera 9.6 или Google Chrome

Создание системы продаж для логистических и таможенных компаний!     8 (812) 640-93-37

Главная Аналитика
Зачем нужен таможенный контроль на границе?

Аналитика

Увеличить шрифт шрифт Уменьшить шрифт
0
Зачем нужен таможенный контроль на границе?
Зачем нужен таможенный контроль на границе?

Таможенный контроль на границе и при оформлении товаров может быть существенно ослаблен за счет использования других методов и форм контроля.

Введенный в действие закон «О таможенном регулировании» должен был серьезно изменить схему таможенного контроля. Однако до сих пор ФТС работает по старинке.

Многие авторы и эксперты считают существующее применение таможенного контроля достаточно архаичным. Несмотря на все уверения руководства российской таможни о приближении стандартов таможенного контроля к европейским и мировым – воз ненамного сдвинулся со своего места.

По-прежнему основным способом выявления правонарушений является досмотр товаров и проверка документов именно на этапе таможенного оформления перед или после пересечения таможенной границы. В большей мере это относится к импортерам. Как правило, экспортом в России занимаются достаточно большие организации с солидной историей, да и номенклатура вывозимого товара достаточно ограничена и представляет собой в основном сырьевые товары. На канале импорта – ситуация обратная. Здесь активно действует средний и мелкий бизнес и сам ассортимент ввозимых товаров очень широк, вследствие чего и возможностей для правонарушений здесь объективно больше.

Существующая система таможенного контроля импортируемых товаров представляет собой своеобразное сито на границе, с помощью которого таможенники пытаются отсеять добросовестных участников ВЭД от недобросовестных. Критериев, по которым определяются потенциальные нарушители, достаточно много и более того они постоянно изменяются. К тому же если импортер вольно или невольно совершил правонарушение, то сведения об этом прискорбном факте остаются в анналах таможни и, несомненно, могут служить причиной более пристального внимания в будущем. К тому же никто не даст гарантии, что сегодня у добропорядочного импортера не возникнет сложная финансовая ситуация и для ее исправления он пойдет на правонарушение. Миелофонов таможенникам еще не поставляют. В связи с этим оценить эффективность «сита» становится очень проблематичным.

Возникает патовая ситуация – сотрудники таможни справедливо замечают, что недобросовестные участники ВЭД и их серые схемы действительно  существуют. С другой стороны импортеры также совершенно справедливо жалуются, что таможенный контроль при оформлении зачастую бывает необоснованно затянут и естественно причиняет бизнесменам убытки.

Казалось бы – замкнутый круг. Все так и будут пенять друг на друга, жаловаться и обвинять во всех смертных грехах.

Однако представляется, что выход из этой непростой ситуации все-таки есть. Введенный недавно федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» вместе с Таможенным кодексом Таможенного союза достаточно четко регламентировал процесс проведения таможенного пост-контроля. В принципе у таможенной службы уже есть все рычаги и механизмы, чтобы выявлять факты правонарушений непосредственно при реализации товаров на внутреннем национальном рынке. Чего только стоят предоставленные таможенникам дополнительные полномочия, оговоренные в статье  168 данного закона, которая называется просто и незатейливо: «Дополнительные полномочия таможенных органов, обнаруживших товары, незаконно ввезенные в Российскую Федерацию, либо товары, в отношении которых нарушены условия применения таможенных процедур или ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами». И гласит эта статья о совершенно простых вещах – о том, что если в рамках таможенного контроля сотрудниками таможни были обнаружены товары:

-незаконно ввезенные в Россию,

-товары в отношении которых нарушены условия таможенных процедур,

-товары в отношении которых после предоставления льгот были нарушены ограничения по пользованию или распоряжению

То такие товары могут быть на совершенно законных основания таможенниками изъяты.

Причем, что характерно, изыматься товары могут не только у участников ВЭД – то есть непосредственно у импортеров, но и у лиц, которые приобрели товары уже на территории России для осуществления предпринимательской деятельности.

Сама возможность изъятия не имеет никакой связи с возбужденными административными или уголовными делами. Там история отдельная: дознание, расследование, суд…

В случае же применения статьи 168 товары могут быть возвращены владельцу, но только в том случае, если он задекларирует незаконно ввезенные товары и оплатит пошлины.

На практике это означает, что таможенная проверка имеет возможность выявить товары, ввезенные по серым схемам на складах или в магазинах как юридических, так и физических лиц.

Такой достаточно жесткий подход, однако, не касается лиц, которые приобрели товары для личного пользования. Впрочем, практически всегда можно выяснить, что законопослушному потребителю товар был продан именно предпринимателем. И мы не беремся предсказать дальше развитие этого сюжета.

Но даже без столь сложных сюжетных ходов возможности перед таможней открываются поистине колоссальные.

Приведу маленький пример. Недавно один мой знакомый покупал иностранные консервы в магазине одного крупного сетевого ритейлера. Ритейлер очень специфический, и при продаже товара выписывает счет-фактуру на проданный товар. Как всем хорошо известно, при продаже импортированного товара в счет фактуре должен указываться номер грузовой таможенной декларации (в нынешней ипостаси – декларации на товары). Таковы требования Налогового кодекса России. Так вот в этом магазине в счет-фактуре действительно был указан номер ГТД. Но вот незадача – дата оформления ГТД была от прошлого года, а вот на консервах черным по зеленому была обозначена дата производства от этого, нынешнего года. Совершенно понятно, что либо на консервах указана «левая» дата производства, либо в счет-фактуре указан номер «левой» ГТД (ДТ). Собственно один этот факт может явиться вполне весомой причиной для назначения таможенной проверки. А уж по итогам проверки сетевой ритейлер может на практике ознакомиться с практическим исполнением статьи 168.

К тому же не стоит забывать, что даже на самых отдаленных арбузянских таможенных постах имеется доступ к единой федеральной базе таможенных деклараций, так что проверка действительности номера декларации и соответствия наименования и количества товаров в счет-фактуре и наименований и количества товаров в декларации занимает буквально пару минут.

К чему все это? А вот собственно представляется, что качественная работа таможенных органов по проверке обращения товаров на внутреннем рынке вполне может ослабить прессинг таможенного контроля на границе.

Особенно актуальным такое смещение акцентов становится в связи с вступлением в полную силу таможенного союза. Российская таможня не имеет особой возможности контролировать процессы таможенного оформления на внешних границах Казахстана и Белоруссии. Последний скандал на казахстанском таможенном посту «Хоргос», когда могучим ураганом были сметены практически все погрязшие в коррупции казахстанские таможенники – наглядно это показал. Однако как не крути – но весь импортируемый товар предназначается в основном для продажи именно на российском внутреннем рынке.

Конечно ситуация с организацией проверок на внутреннем рынке не такая простая, как кажется на первый взгляд. Существует множество нюансов, осложняющих эту работу. Но, тем не менее, представляется, что эффективность такого таможенного контроля будет существенно выше, чем ловля приверженцев серых схем на границах.

Одной из серьезных проблем, ослабляющих качественный контроль на внутреннем рынке, является существование в России огромного количества фирм-однодневок, которые как правило существуют в виде печатей в ящике письменного стола. Эти призраки с легкостью могут по несколько раз перепродавать импортированные товары друг другу, запутывая следы. Но вся суть нововведений в законе в том, что проверяться будет конечный продавец. И, соответственно в случае нахождения нарушений, товар будет изъят именно у него. А вот это юридическое лицо, владеющее магазином или оптовым складом обычно существует в действительности и имеет вполне дееспособных руководителей и учредителей а также некоторое деньги на счетах.

Другим существенным ресурсом ослабления административного давления на границе сможет стать более качественная работа по валютному контролю. Не будет открытием заявить, что серый импорт финансируется незаконным выводом валютных средств. Никакой зарубежный продавец в здравом уме и твердой памяти не будет продавать товары по стоимости, которую указывают в декларациях любители серых схем. Масштабы этого явления достаточно велики и тщательное пресечение таких, прямо скажем не совсем законных методов должно привести к вполне предсказуемому результату – честной цене, указываемой в таможенных декларациях.

Также представляется, что исчезновению очередей на пунктах пропуска и нервотрепки на таможенных постах поможет организация быстрого обмена информацией с иностранными таможенными администрациями. С лета прошлого года в СМИ стали появляться статьи о получении через представительство ФТС России информации даже из Китая. Так, Краснодарская таможня после получения сведений о реальной стоимости оформленных на экспорт из КНР товаров, выставила импортерам КТС, исчисляемую в миллионах рублей. И что характерно, такая КТС вряд ли сможет быть оспорена в суде. Против таких убойных фактов противопоставить в общем-то и нечего.

Таким образом, у ФТС существует достаточно много резервов для повышения эффективности пресечения серых схем ввоза товаров. Причем эти резервы не связаны с нудным обменом документами и претензиями непосредственно в ходе процесса оформления.

Дело за малым – понять, что скорость оборота товаров, в том числе и при их ввозе на территорию страны напрямую влияет на рост экономики.



Опубликовал: rabo 03.06.2011 (08:20)
Количество просмотров: 10766

Резюме

На данную статью не было добавлено ни одного резюме

Увеличить шрифт шрифт Уменьшить шрифт

Комментарии