В Internet Explorer 6 сайт отображается некорректно. Для корректного просмотра используйте Internet Explorer 7-ой версии и выше, Mozilla Firefox 3.5, Opera 9.6 или Google Chrome

Создание системы продаж для логистических и таможенных компаний!     8 (812) 640-93-37

Главная Информация
Коносамент

Информация

Увеличить шрифт шрифт Уменьшить шрифт
103.98
Коносамент
Коносамент

Содержание, функции коносамента. Мошенничества. Интерактивный справочник

Ознакомьтесь также:

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП

Структура внешнеторгового контракта в картинках

 коносамент

Коносамент
– это документ, который перевозчик выдает грузоотправителю, удостоверяя тем самым факт принятия груза к перевозке посредством морского транспорта. Перевозчик обязуется доставить полученный груз в пункт назначения, после чего выдает его законного обладателю коносамента.


В англоязычной деловой документации коносамент обозначается как Bill Of Lading, BOL, B\L.

Коносамент одновременно выполняет несколько функций:

-является распиской перевозчика в получении груза, при этом в нем описывается видимое состояние груза,

-фактически коносамент является и товарно-транспортной накладной – документом, предназначенным для учета движения ТМЦ – товарно-материальных ценностей, если они перемещаются транспортными средствами.

-коносамент подтверждает договор перевозки груза

-является товарораспорядительным документом

Зачастую коносамент используют как документ, подтверждающие наличие обеспечения товарами под выдаваемые кредиты.

 

При таможенном оформлении морской перевозки и проведении таможенного контроля в отношении товаров, перевозимых морским транспортом коносамент является одним из основных документов. Собственно коносамент является документом, удостоверяющим право собственности на перевезенный товар.

Наибольшее распространение коносамент получил при осуществлении международных морских перевозок. Однако в настоящее время коносамент может использоваться не только при перевозках водными видами транспорта (морским или речным), но другими транспортными средствами при осуществлении интермодальных перевозок. В таких случаях коносамент принято называть сквозным.

Сквозной коносамент (through bill of lading) используют в случае, если морской путь является лишь общей частью пути товара, при этом товар перевозится и по морю и по суще разными перевозчиками. Также сквозной коносамент может использоваться и в том случае, если путь груза пролегает только по морю, но сама морская перевозка имеет отдельные стадии, при этом товар перегружается в пути несколькими судовладельцами.

Типично использование сквозного коносамента при проведении контейнерных перевозок. При этом грузоотправитель может заключать договор только с одним перевозчиком с составлением сквозного коносамента. В обязанности перевозчика или экспедитора в этом случае входит организация последующих перевозок и перегрузок. Товар считается доставленным последним из перевозчиков, который передает оригинальную часть сквозного коносамента грузоплучателю.

Кроме того, следует отличать еще и фидерный коносамент.

Фидерный коносамент применяется при осуществлении трансконтинентальных перевозок, в которых осуществляется промежуточная перегрузка товаров. При такой организации перевозки перевозчик, осуществляющий трансконтинентальную перевозку выпускает океанский коносамент и перемещает груз между материками. В дальнейшем груз  перегружается на корабли так называемых фидерных линий, которые осуществляют доставку от океанских портом в порты местных морских бассейнов. Такая организация перевозки связана с тем, что не во все морские порты имеется возможность захода океанских контейнеровозов, в связи с небольшой глубиной фарватера или отсутствием большой портовой инфраструктуры. На внутриконтинентальном плече перевозки, например при морской перевозке контейнера из Гамбурга в Санкт-Петербург, ранее доставленного океанским контейнеровозов в Гамбург, владелец фидерной морской линии выпускает специальный фидерный коносамент. Этот документ является свидетельством того, что фидерный перевозчик принял груз от океанского перевозчика. На лицевой стороне фидерный коносамент как правило содержит номер сквозного коносамента, или ссылается на морскую линию, по указанию агента которой и будет производиться выдача товара в конечном порту назначения. Кроме того в таком случае вместо сквозного коносамента может использоваться другой транспортный документ, который однако должен содержать наименование перевозчика, порта погрузки, отправителя, порта выгрузки, получателя (в том случае, если он указан отправителем, наименование, внешнее состояние груза и его упаковки, подпись перевозчика или лица, действующего от его имени.

Содержание информации на лицевой стороне фидерного коносамента отличается от сквозного коносамента. В частности вместо первоначального грузоотправителя там указывается океанский перевозчик или его агент и порт погрузки на судно фидерных линий, а вместо грузополучателя указывается океанская линия или ее агент в порту разгрузки судна фидерных линий. Фидерные документы не учитываются при таможенном оформлении товаров, перевозимых морским транспортом.

Коносаменты бывают разных типов:

-именной коносамент – (straight bill of lading) в таких указывается конкретный получатель. Впрочем получатель может осуществить передачу права собственности на товар, в том числе и во время нахождения товара в пути. Переход прав осуществляется с помощью передаточной надписи – индоссамента, который наносится на коносамент с соблюдением определенной формы, обусловленной правилами, установленными для передачи долгового требования.

-ордерный коносамент – (to-order bill of lading) данный вид документа «выдается «приказу», переход прав по такому коносаменту также производится посредством передаточной надписи.

-коносамент на предъявителя –  (bearer bill of lading) переход прав по данному документу осуществляется фактическим вручением коносамента новому держателю.

Коносамент на предъявителя и ордерный коносамент являются оборотными (negotiable bill of lading). Функциональная оборотная сторона коносамента дает ему возможность выполнять свою основную функцию – товпрораспорядительную, при которой владелец товара может им распоряжаться, пока они еще находятся в пути. Также коносамент может быть средством обеспечения в банке до прибытия товара.

Грузоотправитель прямо указывает на возможность переоформления коносамента, указывая в нем «приказу имярек». Если отправитель не желает оформлять оборотный коносамент, то термин «приказу» в него не вносится. Таким образом, коносамент становится оборотным лишь в том случае, если грузоотправитель прямо указывает на это и оформляет его соответствующим образом.

Как правило оборотные коносаменты используются в такой международной торговле, которая предполагает куплю-продажу товаров в пути. В этом случае во время следования происходит купля-продажа товаров путем составления цепочки договоров, в которых имеются оговорки о том, что посредники не получают товары, а фактическое получение товара по прибытии судна осуществляет последний покупатель. Обычно такая форма торговли используется при реализации нефти, зерна, руды и других товаров

В Российской Федерации форма составления коносамента и основные реквизиты регламентируется в Кодексе торгового мореплавания РФ, введенного в действие Федеральным Законом № 81-ФЗ от 30 апреля 1999 года. Согласно российского законодательства в коносамента должны присутствовать следующие основные реквизиты:

  1. Место нахождения и наименование перевозчика,
  2. Из договора морской перевозки в коносамент вносится наименование порта погрузки а также дата, когда груз принят перевозчиком в порту погрузки,
  3. Место нахождения и наименование отправителя груза,
  4. Из договора морской перевозки также в коносамент вносится наименование порта выгрузки,
  5. В случае, если отправитель желает и может внести сведения о получателе, то эти сведения также вносятся в коносамент,
  6. Указывается наименование груза, и информация, необходимая для его идентификации. Также проставляются отметки об опасном характере груза или грузе, имеющим особые свойства. Указывается число предметов или мест а также масса груза. Все данные, описывающие груз описываются в коносаменте в том виде, как они предоставляются отправителем.
  7. Особо описывается видимое состояние груза и его упаковки,
  8. Финансовая информация, указывающая на размер фрахта, который подлежит оплате получателем, или другое указание на то, что на получателя возлагаются финансовые обязательства.
  9. На коносаменте обязательно проставляется время его выдачи и указывается место, где он был выдан.
  10. В случае, если число оригиналов коносамента превышает один экземпляр – сведения об этом также включаются в документ
  11. Заверяется оригинал коносамента подписью перевозчика или лица, действующего от его имени.

Стороны могут включать в коносамент другие данные или оговорки. В случае, если коносамент подписывается капитаном судна, то он считается подписанным перевозчиком.

При погрузке товаров на борт судна перевозчик может выдать отправителю бортовой коносамент, в котором может быть указано, что товары погружены на конкретное судно или на несколько судов, при этом указываются и даты погрузки.

Если перед этим перевозчик выдавал отправителю коносамент, свидетельствующий о том, что груз в принципе принят к перевозке, то при выдаче бортового коносамента перевозчик требует возвращения первоначального коносамента.

Однако перевозчик может включить сведения о погрузке в уже ранее выданный коносамент, удовлетворив тем самым требования отправителя. При этом все сведения, которые указываются в бортовом коносаменте могут быть перенесены в первоначальный.

Если перевозчик или лицо, действующее от его имени (например капитан судна) узнают или получат информацию, дающую основания предполагать, что фактически принятый груз не соответствует указанному в первоначальном коносаменте, то перевозчик может внести в коносамент оговорку, в которой конкретно указывается на неточности, описываются основания для предположения о несоответствии или оговаривается отсутствие реальной возможности проведения проверки указанных первоначальных данных.

Однако, если в коносаменте внешнее состояние груза не описываются, то по умолчанию оно считается хорошим.

Количество выписываемых перевозчиком оригиналов коносамента указывается отправителем, при этом в каждом экземпляре указывается число всех выданных экземпляров. Если по одному из экземпляров выдается груз, то все остальные экземпляры оригинала теряют силу.

Передача коносамента осуществляется с соблюдением следующих правил:

-именной коносамент передается согласно именным передаточным надписям, составленным по правилам уступки прав требования,

-ордерный коносамент передается по бланковым или именным передаточным надписям,

-коносамент, выписанный на предъявителя передается простым вручением.

 

За отправителем сохраняется право распоряжения грузом вплоть до момента выдачи груза получателю, либо до передачи права требования на груз третьему лицу. В случае переуступки прав требования непосредственно получателю или третьим лицам отправитель обязан уведомить об этом факте перевозчика.

До отхода судна из порта отправки отправитель может потребовать произвести обратную выдачу груза. Также отправитель может забрать груз в промежуточном порту или выдать его другому получателю, не указанному в коносаменте. При этом отправитель обязан предъявить перевозчику все оригиналы коносаментов, или предоставить перевозчику соответствующее обеспечение.

Наиболее часто коносамент исполняется с помощью печатающих устройств на типографско изготовленных бланках. На обороте коносамента указываются условия договора морской перевозки. Как правило крупный морские линии изготавливают коносаменты на собственных фирменных бланках.

Наиболее часто коносамент изготавливается в трех экземплярах: для грузовладельца, для грузополучателя, для грузоотправителя или его экспедитора. При этом все экземпляры имеют одно и то же содержание и дату. Три экземпляра коносамента составляют так называемый «полный комплект» и на всех них ставится штамп «оригинал». В ряде случаев при составлении также проставляется порядковый номер оригинала. В случае изготовления копий они имеют соответствующий штамп «копия» или могут печататься на бланках другого цвета, отличного от оригинала.

Перевозчик может выдать товар первому лицу, которое предъявит ему оригинал коносамента. При отсутствии оригинала коносамента даже истинный владелец теряет право на распоряжение грузом.

 

Если в коносаменте имеются претензии перевозчика к качеству и количеству принятого груза, то такой документ называется «коносамент с оговорками» (claused). В случае, если претензий у перевозчика не имеется, то коносамент называется «чистым» - (clean bill of lading). Отметим, что оговорки, указывающие на судьбу товаров по прибытии и их состояние при разгрузке не превращает «чистый коносамент» в «коносамент с оговорками».

При осуществлении морских контейнерных перевозок как правило перевозчиком выдается «коносамент на принятый для погрузки груз» - (received for shipment). При других способах перевозки как правило выдается и «бортовой коносамент» - (shipped on board bill of lading). Бортовые коносаменты несут в себе информацию, указывающую, что груз погружен в хорошем состоянии на такой-то теплоход такими-то. На коносаментах для отгрузки указывается, что товар получен в хорошем состоянии от такого-то лица для отгрузки на борт такого-то теплохода. При выдаче бортового коносамента перевозчик подтверждает факт погрузки груза на борт судна. Коносамент для отгрузки как правило используется при подготовке товаров к отгрузке на заводах, на складах экспортеров или же на контейнерном или другом терминале, находящемся вне пределов порта, например на территории железнодорожной станции.

В зависимости от особенностей перевозки различают следующие виды коносаментов:

  1. Линейный (рейсовый) коносамент - (liner bill of lading). Такой вид документа используется при осуществлении морских перевозок на судах, двигающихся по расписанию. Такие суда как правило имеют в портах назначения зарезервированные причалы. В линейном коносаменте указываются все существенные условия договора перевозки, при этом третье лицо, такое как индоссант (лицо, которому передали коносамент) или другой держатель коносамента (например, банк, в который заложены товары, находящиеся в пути) могут ознакомиться с условиями перевозки из самого коносамента.
  2. Фрахтовый (чартерный) коносамент - (chartered bill of lading). Такой документ используется в нерегулярных (трамповых) перевозках. При этом перевозка осуществляется на основании договора, называемого чартер-партия и чартер  (charter, charter-party). В данном договоре сторонами являются фрахтовщик (перевозчик или представитель перевозчика) и фрахтователь (грузоотправитель или представитель грузоотправителя).

При проведении контейнерных перевозок может выдаваться специальный контейнерный коносамент, правила составления которого оговариваются правилами Гаага-Висби.

При включении в коносамент страхового полиса он называется «застрахованным коносаментом» (insured bill of lading).

Вместе с коносаментом в практике перевозки грузов используют инвойс (invoice) или счет-фактуру.

Необходимо различать предварительный счет, счет-проформу и счет-фактуру.

Счет-проформа (proforma invoice). В этом документе имеются сведения о стоимости и цене товара, но при этом он не является расчетным документом, так как в нем не содержатся требования об уплате сумм. Таким образом он не выполняет функции платежного документа. Так например, счет-проформа может быть составлен на отгруженный, но не проданный товар, или наоборот. Зачастую счет-проформа составляется при отгрузке товаров на консигнацию, для проведения выставок, организации аукционов, при поставках давальческого сырья согласно договоров на переработку, передаче товаров в качестве безвозмездной помощи или дара.

Предварительный счет (preliminary invoice). Данный документ составляется в тех случаях, когда приемка товаров осуществляется в стране назначения или при поставках товаров частями. В предварительном счете содержаться только информация о стоимости и количестве партии товара. Он подлежит оплате. После того, как товар принят получателем или вся партия поставлена оформляется счет-фактура (инвойс) по которой и производится окончательный расчет.

Мошенничества при использовании коносаментов.

Коносаменты по своей природе предоставляют мошенникам широкие возможности для злоупотребления. Например мошенники могут указывать в коносаментах ложные даты погрузки. Однако мошенничество с коносаментами возможно и при использовании оригинальных документов.

Коносаменты выдаются как правило в количестве трех или шести экземпляров. Для распоряжения грузом достаточно лишь одного оригинального экземпляра. Держателю коносамента согласно действующим правилам нет необходимость предоставлять весь набор документов, связанный с грузом. Обязанность перевозчика состоит в том, чтобы передать груз первому лицу, предоставившему оригинальный коносамент. При этом передаточные надписи могут быть оформлены на разных экземплярах коносамента разным лицам. Вследствие этого существует возможность продажи одного товара, находящегося в пути двум и более покупателям с использованием нескольких оригинальных коносаментов. Несмотря на значительное число мошенничеств с коносаментами и широкое развитие телекоммуникационных технологий практика выдачи груза первому предъявителю оригинального коносамента продолжается и эксперты затрудняются сказать почему в законодательство о перевозках не вносятся соответствующие изменения.

Так, например, в ставшем хрестоматийном судебном деле «Glyn Mills v. East and West India Dock Co.» от 1882 года было установлено, что при погрузке товара был выпущен набор из трех коносаментов. Грузополучателем товара являлась компания «Cottam and Co». Перевозчиком являлась «East and West India Dock Co». Фрахт согласно условиям договора должен был оплачиваться после прибытия груза в Лондон. Один экземпляр коносамента был передан компанией «Cottam and Co» в качестве обеспечения в компанию «Glyn Mills». После прибытия товаров в Лондон «Cottam and Co» расплатилась с перевозчиком деньгами, предположительно полученными от «Glyn Mills», и получила товар от перевозчика по предъявлению одного экземпляра коносамента. «Glyn Mills», оставшийся без денег и без обеспечения, подал в сду на перевозчика, выдавшего товар. Рассматривая это дело Палата Лордов Великобритании постановила, что компания-перевозчик не несет ответственности за товар, выданные по предъявлении хотя бы одного оригинального коносамента.

В последние годы большое значение придается использованию электронных средств коммуникации в международных коммерческих операциях. Несомненными плюсами использования электронных систем являются экономия времени за счет ускорения процессов передачи документов, легкости ведения бизнес-операций при больших расстояниях между контрагентами, а также сокращения издержек. С использованием широко известной телекоммуникационной системы EDI (также известной как SWIFT) возможно использование и электронных коносаментов. При этом контракты, заключаемые в электронном виде признаются во многих юрисдикциях, использование электронной подписи стало возможным вследствие принятия типовой модели законов об электронных подписях (UNICTRAL Model Law on Electronic Signatures).

Электронный коносамент предотвращает проблемы, возникающим вследствие прибытия документов в порт разгрузки позже чем судна. Также наличие единой базы сделает невозможным мошенничества, вызванные возможностью выдачи товара по одному экземпляру коносамента при невозможности проверить наличие остальных. Однако часть специалистов высказывают обоснованные опасения о возможности хакеров и других злоумышленников проникнуть в базы электронных данных.


КОНОСАМЕНТ.swf
Опубликовал: rabo 14.08.2011 (11:25)
Количество просмотров: 28285

Резюме

На данную статью не было добавлено ни одного резюме

Увеличить шрифт шрифт Уменьшить шрифт

Комментарии

Sara 18.08.2011 (12:36)
thanks Рейтинг: 0
rabo 18.08.2011 (12:45)
Всегда пожалуйста.
Оставляйте заявки :) Что бы еще расшифровать и показать?
Рейтинг: 0
yana 18.08.2011 (12:51)
красота! Рейтинг: 0