В Internet Explorer 6 сайт отображается некорректно. Для корректного просмотра используйте Internet Explorer 7-ой версии и выше, Mozilla Firefox 3.5, Opera 9.6 или Google Chrome

Создание системы продаж для логистических и таможенных компаний!     8 (812) 640-93-37

Главная Аналитика
Таможенные реформы в развивающихся странах. Опыт…

Аналитика

Увеличить шрифт шрифт Уменьшить шрифт
0
Таможенные реформы в развивающихся странах. Опыт Африки
Таможенные реформы в развивающихся странах. Опыт Африки

Портал Wingi продолжает публиковать цикл статей про мировой опыт таможенных реформ. Грядущая реформа российских таможенных органов, о которой было заявлено Президентом России, невозможна без изучения опыта преобразований национальных таможен в развивающихся странах. Предметом для изучения могут стать изменения в таможенных администрациях африканских стран.

Необходимость реформ
 
По мнению экспертов будущая роль таможенной службы в африканских странах после неизбежной модернизации и реформ, должна будет соответствовать растущему спросу на оптимизацию сбора доходной части бюджета, и должна состоять в более активном участии в содействии торговле, и обеспечении соблюдения нормативной политики и практики. Чтобы успешно конкурировать на мировой арене, африканским странам необходимо адаптироваться к изменениям в управлении страной и стратегической операционной среде международного бизнеса, и, в то же время, одновременно реагировать на изменения в технологиях, коммуникациях и концепциях комплексного управления цепочками поставок и безопасности.

Специалисты считают, что есть три силы, которые оказывают влияние на роль африканских таможенных администраций в этом столетии.

Первое  -  это необходимость оптимизации процесса пополнения государственного бюджета. Эту деятельность необходимо проводить за счет увеличения консолидации с налоговыми службами.

Второе - необходимость таможенным органам играть более активную роль в содействии торговле в рамках различных соглашений о преференциальной торговле.

Третье требование - взять на себя больше ответственности по защите населения от угрозы терроризма, что должно происходить путем исполнения различных ограничений и запретов.

Оптимизация сбора доходов.


За исключением нескольких стран, таких как Южная Африка, таможенные органы африканских стран по-прежнему приносят наибольший доход правительству по сравнению с внутренними налогами. Например, в Кении таможня обеспечивает до 40% годового объема налоговых поступлений. Такая величина впечатляет, особенно если учесть что в местное ведомство, отвечающее за сбор внутренних налогов была переведена функция сбора местных акцизов. До сих пор на территории Африки имеются правительства и таможенные службы, которые опираются на сбор импортных пошлин и налогов "на границе", полагая, что таким образом может быть достигнута максимальная их собираемость. По мнению экспертов, такое мышление является пережитком менталитета «крепости». Данная модель устройства таможенных служб настоящее время подвергается растущей критике в нашем все более взаимозависимом мире. В соответствии с рекомендациями Всемирной таможенной организации (ВТО), Всемирной торговой организации (ВТО), а также стран-доноров, целью таможенных администраций должна стать создание системы таможенного аудита. Для введения таких систем требуются навыки, отличные от существующих в настоящее время, в том числе знание информационных технологий. В то же время таможенный аудит не исключает необходимость наличия навыков в классификации товаров, оценки и определения их происхождения.

Некоторые из реформ, проведенных в африканских странах предусматривали объединение налоговых и таможенных органов в полуавтономные агентства по сбору доходов. Такая модель реформ предпринималась в основном в странах Африки южнее Сахары.

Тем не менее, важно отметить два момента:

Во-первых, программы реформирования оптимизации сбора доходов проводятся даже в тех странах, которые не приняли модель объединенного агентства по сбору доходов.

Во-вторых, при включение таможни в агентства по сбору доходов необходимо принимать во внимание тот факт, что по сути таможня и внутреннее налоговое администрирование по сути являются двумя довольно разными административными мирами.

Хотя у данных областей государственной деятельности есть многочисленные общие черты (например, необходимость компьютеризации, управления персоналом и внедрения систем контроля), их ежедневные процессы и процедуры довольно разнородны.


Во многих случаях, есть предположение, что таможенные органы должны реформироваться путем, отличным от перестройки внутреннего налогового администрирования. Примеры африканских стран показывают, что реформирование таможен в некоторых странах имеет решающее значение в повышении КПД и эффективности действий агентств по сбору доходов в целом. Так, например, в Кении, Уганде и Маврикие (находящихся в восточной и южной частях региона Африки), реформы в таможенной сфере предшествовали и дали толчок к реформам во внутренней налоговой администрации.


 Содействие торговле


Исследование действий по улучшению таможенного администрирования в Африке, проведенное в августе 2006 года (BAFICAA) признало, что правительства африканских государств проделали большую работу по таможенной реформе в развивающихся странах. В то же время в докладе говорится, что компаниям остается очень трудно соблюдать таможенное законодательство и процедуры в Африке.


Почти во всех странах, общим было ощущение, что большинство высших должностных лиц таможен понимали вопросы, стоящие перед бизнесом. Но, в равной степени, таможенники на местах (как впрочем, и во всем мире), не знают и не интересуются проблемами, которые их индивидуальная работы может принести бизнесу. Они, как правило, рассматривают представителей бизнеса как «назойливых мух» и не желают их слушать, всегда выбирая путь решения вопросов в виде обращения к своему руководству, а не реального поиска решений. Они также рассматриваются как лица, более восприимчивые к мелкой коррупции. Законный бизнес с безупречной историей соблюдения правил и уплаты налогов, тем не менее постоянно рассматриваются таможенниками с подозрением. Это имело место даже в тех странах, где уже была проведена существенная модернизация таможенных органов.


С другой стороны таможенные органы постоянно находятся под давлением бизнеса, так как они рассматриваются как существенный источник в снижении затрат на ведение бизнеса в Африке. В ежегодном докладе Всемирного банка, посвященного простоте ведения бизнеса в разных странах, обращается внимание общественности на факты, какая таможенная администрация содействует торговле, а какая является для нее препятствием. Особое внимание обращается на национальные инициативы, направленные на улучшение делового климата и привлечения большего объема национальных и иностранных инвестиций. Вопросы содействия торговле постоянно находятся в повестке дня Всемирной торговой организации повестки. ВТО рекомендует странам-членам регулярно изучать вопросы, посвященные упрощению процедур торговли, охране окружающей среды, ведения переговоров с целью достижения возможных торговых соглашений.


Также отмечается, что таможенные органы играют большую роль в обеспечении безопасности общества. Данные факт был отмечен, например, во время празднования Международного Дня Таможени в Кении. Во время празднования было проведено уничтожение конфискованных таможней контрафактных товаров, что было широко отражено в печатных и электронных СМИ. На проведенных в тот же день семинаре и мини-выставке члены делового и торгового сообщества выразили удивление, от того, что узнали тот факт, что у таможни имеется другая роль, кроме сбора доходов.

В настоящее время общество более осведомлено о роли таможенных органов в целом в борьбе с различными угрозами безопасности государств и мира в целом.

На глобальном уровне, в июле 2005 года Совет Всемирной таможенной организации принял Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли. По состоянию на февраль 2006 года 42 африканских страны подписали Письмо о намерениях по соблюдению этих стандартов. Для их разработки по всему миру были проведены шестьдесят диагностических исследований, в том числе специалисты работали в 28 африканских странах. Рекомендации, полученные на основе этих исследований, включают в себя инициативы по укреплению способности таможенных органов противостоять различным угрозам, включая угрозу глобального терроризма.


Ряд стран начали осуществлять инвестиции в этой области. Например, в Кении уже закуплены два рентгеновских сканера контейнеров, размещенные в порту Момбаса, в процессе закупки находится еще пять .Финансирование осуществляется правительством страны. Кроме того, проведен тендер на закупку четырех катеров. Другие страны, которые в настоящее время используют сканеры, включают в себя Гану, Сенегал, Южною Африку, Танзанию и Зимбабве.

Таким образом, таможни в Африке намереваются и дальше продолжать свою работу по сбору доходов, но эта деятельность будет существенно расширена и будет включать в себя работу по упрощению процедур торговли и охраны окружающей среды.


Как будут в будущем выгядеть таможни африканских стран?

Учитывая структуру экономики Африки, цель получения дохода будет по-прежнему остается ключевой задачей таможенных администраций для большинства стран на многие годы вперед. Всего в Африке 55 стран, 34 из них рассматриваются как наименее развитые страны (НРС) .Шесть наименее развитых стран дают 19% экспорта континента и 21% его импорта. Четырьмя крупнейшими экспортерами являются Южная Африка, Алжир, Нигерия и Ливия. На их долю приходится более 57% всего экспорта, в основной массе - нефть. Ангола, являясь пятым по величине экспортером, обеспечивает только 8% экспорта.


На сырьевую продукцию (включая нефть) приходилось около 65% африканского экспорта и 14% импорта в 2005 году. Сельскохозяйственная продукция представляет ​​11% экспорта и 14% импорта. Производители товаров дают 21% экспорта и 70% импорта. Высокий показатель производства приходится на ЮАР и несколько стран Северной Африки. Большинство стран Африки полагаются почти исключительно на экспорт сельскохозяйственной продукции и практически не производит ничего для продажи за границей.


Западная Европа является крупнейшим торговым партнером Африки, на нее приходится около 43% экспорта континента и 47% импорта соответственно. С точки зрения экспорта, другие регионы не могут существенно конкурировать с Европой. На долю Северной Америки приходится 20% от общего объема внешней торговли, и на долю Азии 16%. Внутриафриканская торговля является низкой, и составляет 9% экспорта и 11% импорта. Промышленные товары облагаются высокими импортными пошлинами в африканских странах и являются существенным источником доходов.


Таможенные органы должны будут играть важную роль в защите экономических и торговых интересов стран в контексте соглашений о преференциальной торговле. Хотя развитие торговой политики, как правило, является задачей министерств, отвечающих за торговлю, таможня также играет немаловажную роль в управлении тарифами, кодификации товаров и разработке нормативных актов о происхождении.

Политика сбора доходов, как правило, вырабатываться министерством, ответственным за финансы, торговая политика - министерством торговли (или в некоторых странах, министерством, ответственного за иностранные дела), политику безопасности разрабатывает министерство, отвечающего за внутренние дела. Все они предъявляют разные ожидания к таможенным администрациям. Взаимодействие по данному вопросу между различными силами в правительстве иногда выходит на публичный уровень.

По прежнему остается популярной интегрированная модель агентства по сбору доходов. Особенно следуют этой тенденцией страны, чьи импортные пошлины и налоги будут оставаться важным источником государственных доходов в ближайшие годы.
Первые объединенные администрации по сбору доходов в мире были созданы в середине 1980-х. Некоторые из них были созданы в последние годы, например в Маврикие в 2004 году и в Мозамбике в 2007 году.

Существует мнение, что интегрированная модель значительно улучшает налоговое администрирование, хотя это предложение не доказано и не опровергнуто в эмпирическом смысле. В странах, где национальные правительства не проводили реформы государственной службы, внедрение такой модели, безусловно, дает существенный толчок реформе, особенно, если при этом задается определенный уровень автономии для принятия решений по набору человеческих ресурсов, оплаты труда и эксплуатации оборудования.


Технология будет оставаться важным фактором таможенной реформы в ближайшие годы. Традиционный взгляд на таможню как на охранника в неприступной крепости вызывает все больше вопросов, потому что мир стал более интегрированным. В связи с этим таможня должна принять концепцию интегрированного управления цепочкой поставок.

Насущной проблемой африканских стран является необходимость улучшения своих информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), что, безусловно, должно послужить одной из мер по упрощению процедур торговли, помогающих конкурировать на глобальном рынке. В этой связи Египет ввел систему единого окна для приема торговой документации, в котором было объединено 26 учреждений. Электронная подача таможенных документов была введена в Гане, Кении, Маврикие, Руанде, Уганде и других африканских странах. Кении ИТ-система была введена с 1 июля 2005 года.


Несмотря на ожидаемую первоначальную нестабильность системы, новый электронный документооборот внедрил уровень прозрачности, который был ранее неизвестен. В марте 2006 года, в Найроби началась централизованная обработка электронных документов, что исключило человеческий контакт между таможенниками и представителями бизнеса. Тем не менее, В Африке остается множество нерешенных проблемах, включая отсутствие надлежащей инфраструктуры, высокую стоимость доступа к средствам ИКТ и слабую связь между странами и внутри стран Африки и остального мира.


В связи с внедрением новых технологий приходится уделять больше внимание и человеческим ресурсам. Люди, как элемент системы являются очень важными в реализации любого проекта, в том числе таможенных ИКТ. Работа с сотрудниками включает в себя обучение, информирование, управление отношениями с внутренними и внешними заинтересованными сторонами, создание и проведение корпоративных коммуникаций.


Опыт проведения таможенной реформы в Кении показал, что на первоначальных этапах оказывается большее внимание технологиям, чем человеческим ресурсам. Первый этап реформы был направлен на повышение эффективности и результативности процедур и процессов. Во втором корпоративном плане (2003-2005 годы), была в основном реформирована система сбора доходов. В третьем корпоративном плане (2006-2008 годы) упор делался на трансформацию человеческого ресурса. В этот период выделялось больше расходов на обучение и наращивание потенциала, включая обучение, проводимое за пределами Африки.


Правительства и деловые круги ожидают большего профессионализма от таможни, в плане технической компетенции, желают ее сосредоточения на корпоративной стратегии, оценке сложности международной торговой среды и ориентацию на обслуживание клиентов на всех уровнях управления. При этом совершенствование человеческого потенциала также может рассматриваться как решение проблемы коррупции в таможне.


Хотя в прошлом коррупция, по существу рассматривалась как исключительно проблема таможенных органов, то теперь становится понятным, что важно развивать позитивные и эффективные партнерские отношения с бизнес-сообществом для решения этой проблемы.


Борьба с коррупцией не единственная область, где консультации с деловыми кругами являются жизненно важными. Консультации должны быть встроены в конструкцию различных таможенных реформ и программ модернизации, в противном случае возрастают риски возможного нарушения деятельности.


Время одиноких рейнджеров истекло. Как уже отмечалось, таможенные органы в прошлом были главным образом озабочены сбором доходов, что связано со структурой экономики. Множество видов деятельности таможенных органов были связаны с другими правоохранительными органами, такими как органы государственной безопасности и полиции. Все учреждения в процессе движения грузов, включая органы по стандартизации и фитосанитарное агентство, действовали независимо друг от друга, что приводило к неоправданным задержкам.


Ряд международных организаций, таких как Всемирная таможенная организация, Всемирная торговая организация и Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) уже несколько лет работают над программой по упрощению и гармонизации таможенных процедур. В результате этой работы создан Международный стандарт, пересмотренный Международной конвенцией о гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция 1974 года, пересмотренная в 1999 году).


В ходе работы над конвенцией учитывалось, каким образом возникают задержки из-за отдельных проверок таможенными и другими государственными учреждениями. Было также оценено, в какой степени вводились совместные пограничные процедуры для облегчения обработки документов и товаров на смежных границах. Были созданы совместные пограничные пункты.

В январе 2006 года Всемирный банк одобрил кредит на строительство различных совместных пограничных пунктов на границе между Кенией и Угандой, Кенией и Танзанией, Танзанией и Угандой, Угандой и Руандой и Танзанией и Руандой.
Администрации должны будут оценить прогресс в реализации различных программ. Хотя таможенная деятельность не является точной наукой, такая оценка необходима, чтобы продемонстрировать результаты в использовании ресурсов в качестве основы для бюджетных решений и формированию предложений для финансирования реформ и программ модернизации.

За годы, прошедшие после достижения политической независимости в 1960-х и 1970-х годов, показатели большинства африканских государственных учреждений последовательно упали ниже ожиданий общественности, часто из-за чрезмерного контроля, часто из-за политического вмешательства, плохого управления и прямой бесхозяйственности.


В дополнение к сбору доходов, таможенные должны будут оценить свой вклад, вносимый для облегчения международной торговли.

Выводы


Трудно предсказать будущее таможенных органов. Одно можно сказать наверняка - будущее будет сложным, и их изменения будут постоянными.


В 1990-х годах, некоторые правительства играли с идеей «приватизации», воплощаемой в привлечении инспекционных компаний и частных / государственных компаний в сектор управления. Правительства многих стран пришли к выводу, что решение неэффективности таможенного администрирования не обязательно лежат в приватизации, но в деле реформирования, которое должно позволить ему решить проблемы работы в современных условиях торговли.


В будущем мы можем ожидать, что будет сохраняться напряженность в отношениях между сбором поступлений и содействии торговле. С учетом большого числа стран, которые провели реформирование и модернизацию своих таможенных администраций, и ввели различные программы в этой области, будущие управленцы таможенных администраций будут обязаны иметь стратегическое понимание операционной среды, и двигаться в тандеме с изменениями, происходящими в мир бизнеса.

Будущие таможенные органы будут более гибкими, способными адаптироваться к изменениям в правительстве и в бизнесе, а также способными обеспечить надлежащий баланс между их столь различными целями.



Опубликовал: rabo 05.11.2011 (08:30)
Количество просмотров: 5743

Резюме

На данную статью не было добавлено ни одного резюме

Увеличить шрифт шрифт Уменьшить шрифт

Комментарии