Создание и продвижение сайтов для таможенных и логистических компаний

ТОС и мир ч.2

В предыдущей статье мы рассмотрели мир с точки зрения различных систем. Любое событие, явление, отношения, саму жизнь можно представить в виде конкретной системы, которая в течение своего существования проходит 4 этапа развития. Мы проиллюстрировали закономерности их развития на примере животного и растительного мира, человека, науки, общества, экономики, компании и пришли к обоснованному выводу, что в любой системе можно определить на какой стадии она находится и спрогнозировать дальнейший ход развития событий и предсказать возможные варианты.

 

Фрактальность систем

Все системы фрактальны. Что это значит? Фрактальность – это подобие на разных уровнях. Это означает, что все системы вложены друг в друга и внутри каждой системы можно выделить ряд других подсистем, которые также развиваются по четырем описанным ранее шагам. Таким образом, можно построить цепочку состоящую из надсистемы, системы и подсистемы. Договоримся, что системой мы называем то, что мы рассматриваем в данный момент.

Наблюдая такую закономерность развития мы можем задать два вопроса: “Какая цель развития подсистемы?” и “Знает ли сама подсистема цель своего существования и развития?”

Зачастую, подсистема не знает свою функцию

Рассмотрим следующий пример – человек и рука. Для чего существует рука у человека? Например, чтобы облегчить ему прием пищи. Некоторые животные не имеют такой возможности и вынуждены есть ртом без дополнительной помощи, человек же, благодаря наличию рук может не только подносить пищу ко рту, но и развернуть упаковку, разломать на части и так далее, т.е. наличие руки приносит ему значительное облегчение в этом процессе.

А знает ли рука для чего она существует? Очевидно, что нет. Она просто выполняет свою функцию подчиняясь командам исходящим от ее надсистемы – человека.

В большинстве случаев система сама дает функцию подсистеме сверху, сама обеспечивает ее развитие в нужном направлении, для выполнения этой функции, а также следит, чтобы созданная подсистема эту функцию выполняла. И самое главное, система уничтожает подсистему, в случае, если та не выполняет свою функцию.

Рассмотрим последнее утверждение опять же на примере человека и руки. Что случится, если руку примотать к телу и полностью обездвижить? После определенного промежутка времени рука начнет атрофироваться, и, в конце концов, усохнет или даже отгниет. Т.е. будет “уничтожена” за неисполнение своего прямого предназначения.

Может быть это утверждение не везде справедливо? Давайте рассмотрим эту ситуацию на примере компании. Для нее надсистемой будет рынок. Какие задачи ставит рынок? В основном, производить товар или услугу дешевле и в большем объеме. Что будет, если фирма не выполняет эту цель? Скорее всего банкротство, т.е. компания “умрет”. Рынок ее “убьет”, потому что она не выполняет его задачу.

Как взаимодействуют между собой надсистема и система?

После “рождения” каждая система начинает проходить этап выживания. И в это время надсистема оказывает ей всяческую помощь в виде различных ресурсов, которые помогают расти, развиваться и выживать.

Если система выжила, то вторым этапом становится выполнение цели, которую ей поставила надсистема. И здесь уже происходит строгий контроль за соблюдением задачи и выполнением функции. Каким образом это происходит? Очень просто, внутри каждой системы заложены способы управления. Посмотрим на примере рынка и фирмы. Если функция не выполняется, у компании становится все меньше денег, если выполняется, то наоборот. Простой механизм, который условно можно обозначить, как “боль/удовольствие”.

В нашем примере с рукой человек тоже будет испытывать боль в руке (в мышцах, в суставах), в случае ее обездвиживания. Если же вернуть возможность движения, то боль практически сразу проходит (если, конечно, не наступили необратимые изменения).

Таким образом, надсистема при создании системы изначально закладывает в нее функцию, а также систему управления и контроля.

Может ли подсистема понять свое предназначение?

Очевидно что может. Однако для этого нужно обладать логическим мышлением, чтобы проанализировать вектор и направление своего развития и спрогнозировать возможную цель.

Для руки из нашего примера это, конечно же, невозможно. Как невозможно и для стада баранов, которые не знают для чего их растят. Свое предназначение они могли бы осознать во время стрижки (если их растят для шерсти) или же никогда (если их растили исключительно на убой).

Но люди, к счастью, не стадо баранов, мы обладаем логическим мышлением, способностью делать выводы и вполне можем проанализировать наше развитие и понять цель нашего существования.

На примере с фирмой, мы достаточно уверенно смогли предположить функцию, которую рынок заложил в нее для выполнения. На чем основывались наши умозаключения? На анализе развития самого рынка, вектора его движения. А поскольку развитие происходит в одном направлении, оно не зигзагообразно, а прямолинейно, то, очевидно, и цель для подсистемы заложена в том же направлении.

Для того, чтобы понять куда движется человечество, нужно построить прямую его развития до нынешнего времени, и, затем, продлить ее в будущее. Вероятнее всего, цель нашего существования будет находиться именно там. Это не 100% гарантированный ответ, но наиболее обоснованное логическое заключение, что раз мы шли в эту сторону, то и в дальнейшем наше направление движения будет продолжаться по этому маршруту.

Куда движется человечество?

Мы не знаем свою надсистему, поэтому можем исключительно строить предположения. Возможно, мы произошли от обезьян, в процессе эволюции, и тогда нашей надсистемой является природа. Возможно, нас принесли инопланетяне, тогда они будут нашей надсистемой. Возможно, нас создал “вселенский разум”, и, соответственно, он наша надсистема. Но, в любом случае, какая-то функция в наше существование заложена.

Давайте проведем анализ нашего развития. При этом не выхватывая частное, а рассматривая все наше существование максимально обще.

Почему нельзя концентрироваться на частностях? Да очень просто, такой подход может привести нас к нелогичным выводам. Например, возьмем такое частное – мы созданы, чтобы покрыть всю землю асфальтом. И, на первый взгляд, все объяснимо, с каждым годом на земле появляется все больше асфальтовых дорог и площадей, значит итоговая цель – заасфальтировать всю землю. Смешно? Абсурдно? Ну конечно. Поэтому мы будем искать, что же у нас общего за всю историю развития и из этих наблюдений будем выстраивать наши умозаключения.

Как и с изучением этапов развития всех систем, так и сейчас наше рассуждение будет строиться опираясь на различные примеры, которые мы будем постепенно экстраполировать на человечество. Рассмотрим, как можно проанализировать заложенные функции, встроенные свойства, систему управления и контроля, а также вектор развития на примере автомобиля, коровы, человека, и, затем, самого человечества.

Автомобиль

Этот пример мы рассматриваем потому, что на нем наиболее наглядно и просто можно показать всю схему и подход к анализу проблемы. Знаем ли мы для чего существует автомобиль? Да, абсолютно. Он создан для того, чтобы перевозить. А знаем мы это потому, что мы сами его создали и по сути, являемся для него надсистемой.

Таким образом, функция определена – перевозить. Какое же устройство автомобиля? подтверждает ли оно его функцию? Автомобиль состоит из колес (чтобы ехать по ландшафту), руля (для того чтобы выбирать направление движения), двигателя (который нас тащит и приводит автомобиль в движение), тормозов (которые дают нам возможность остановиться в нужный момент), кабины и кузова (для того чтобы там сидели мы или перевозимый груз) и так далее. Т.е. устройство автомобиля полностью описывает заданную ему функцию и позволяет выполнять цель его создания.

Мы убедились, что устройство подтверждает функцию, а как же происходила история развития? Мы замечаем, что со временем автомобили ездят все быстрее, улучшаются рулевая и тормозная системы, совершенствуется двигатель, позволяя нам получать большую мощность и снижать затраты, автомобили становятся удобнее и эргономичнее. Т.е. все работает на изначальную цель, чтобы выполнять ее наиболее качественно и все более совершенно.

Поэтому, даже если бы мы не знали цель создания автомобиля, то проанализировав его устройство, системы контроля за движением, направлением, торможением, историю его развития, то мы с уверенностью могли бы определить его функцию – перевозить людей или грузы в наибольшим комфортом, удобством, скоростью, безопасностью и т.д.

Корова

Рассмотрим теперь следующий пример – корову. Отличительной особенностью от автомобиля у коровы является тот факт что мы ее не создавали, и таким образом цель ее существования нам априори не известна.

На первый взгляд ее функция просто быть. В той же Индии, где она является священным животным ее не употребляют в пищу, она просто существует и все. Какое устройство коровы с точки зрения цели “быть”? Она состоит из скелета, мышц, шкуры, внутренних органов и систем, все в совокупности позволяет ей просто жить на земле определенный срок. Какие исторические изменения с ней произошли? Поскольку мы ее не создавали, то и не можем сравнить какой она была, и какой ее устройство стало. Вроде бы никаких явных изменений не было. Возможно, ее свойства уже достаточно развиты для того чтобы выполнять функцию просто “быть”.

Рассмотрим теперь корову в тех сферах, где она пересекается с нашей жизнью. В древние времена коров было не так много, теперь же поголовье скота насчитывает миллионы особей, для них повсеместно построены коровники и фермы, которые разводят коров для человека, поскольку мы потребляем коровье молоко и мясо.

Здесь уже мы сами поддерживаем существование определенных видов и развиваем нужные нам качества коров. Изменились ли ее свойства со временем? Конечно, раньше коровы давали меньше молока, теперь в процессе селекции у коров больше вымя, лучше отдача молока, подобраны специальные корма для улучшения качества молока и так далее. Тоже самое относительно мясных пород, которых растят для получения качественного мяса. Даже выведены определенные сорта, позволяющие получать эксклюзивные виды мяса, такие как мраморная говядина. То есть свойства коровы и ее “устройство” менялось в процессе развития.

С этой точки зрения мы для коров являемся надсистемой, мы их плодим, поддерживаем их существование, развиваем для более лучшего выполнения функции, мы управляем их изменениями.

Человек

Рассмотрим человека, у которого есть две природы – физическая и духовная. Мы также не знаем, кто является для человека надсистемой. Будем анализировать обе стороны его существования.

Физическая природа

С физической точки зрения снова напрашивается функция просто “быть”. И само устройство человека как раз и создано для того, чтобы обеспечить ему выживание и существование. И даже наша возросшая продолжительность жизни свидетельствует о том, что со временем мы научились все лучше и лучше себя содержать. Однако же при этом принципиально наше “устройство” не изменилось, у нас все тот же скелет, руки, ноги , органы и так далее. Т.е. если брать развитие цели “быть” мы существенно не изменились, хоть и смогли обеспечить себе большую способность к выживанию.

Сначала были охотниками, потом земледельцами, потом стали выращивать скот  для того, чтобы прокормить себя, и сейчас процесс выживания все больше автоматизируется. Т.е. нам при определенных условиях достаточно сидеть ничего не делая, а нажимая кнопки на пульте, и наше жизнеобеспечение будет проходить без необходимости прикладывать большое количество физических усилий и с минимальными рисками для жизни. Затраты на физиологические потребности сходят на нет. Таким образом с физической точки зрения цель выжить с большой гарантией мы обеспечили. Но это цель первого уровня, физического.

На первом этапе у всех систем стоит одна цель – выжить. А поскольку мы сейчас уже обеспечили себе выживаемость, о чем это говорит? А это говорит о том, что в скором времени будет переход на следующий этап развития. А на нем будет поставлена нам другая задача, которую нам предстоит выполнить, и которую нам необходимо понять.

Духовная природа

А что у нас произошло с духовным развитием? Какая функция? Пока непонятно. Какое устройство? Тоже мы не знаем. А вот историю развития мы отследить можем.

История нашего развития такая, что мы в процессе жизни работаем на переход от получения к отдаче.

То есть, когда человек рождается, он находится в состоянии полного стопроцентного получения. Он нуждается и в физическом уходе (кормление, мытье, тепло и так далее), и в духовном (обучение, ласка, забота), самостоятельно о себе позаботиться он не в состоянии, и при отсутствии опекуна ребенок погибнет.

К середине жизни соотношение между потреблением и отдачей становиться примерно 50/50. Человек все еще активно потребляет, хоть и потребности у него изменились, по сравнению с периодом младенчества и детства. Ему уже нужны определенные социальные блага – собственная квартира, машина, статусное положение и так далее. Но в то же время идет процесс отдачи, он может кого-то обучать, передавая свои знания, заботиться о других людях, у него вероятнее всего есть уже собственные дети, за которыми он ухаживает.

В конце жизни отдача значительно превалирует, если не становится стопроцентной. В старости потребности значительно снижены и человек свою жизнь посвящает заботе о внуках и правнуках или передаче следующим поколениям накопленного опыта и знаний, или начинает активно участвовать в религиозной жизни и передает себя Богу.

Такие же выводы, о переходе от потребления к отдаче, мы можем сделать и относительно всего человечества.

Человечество

Человечество мы также рассмотрим с двух позиций – экономической и духовной, поскольку вектор развития и процессы происходящие внутри каждой составляющей различны.

Экономическая составляющая

Изначальная цель просто “быть”. Поначалу идет борьба за выживание, в процессе которой люди объединяются в группы, для того, чтобы с большей вероятностью уцелеть. Происходит разделение труда для повышения эффективности.

В процессе развития идет все более полное и менее затратное удовлетворение физиологических потребностей людей и выживание становится все более гарантированным.

Духовная составляющая

Давайте рассмотрим, как в процессе развития менялось восприятие величины группы, пространства, территории и земного шара людьми.

В древности вся жизнь человека проходила внутри племени, стоянки, поселения, и соседняя деревня за лесом казалась чем-то невероятно далеким, более укрупненным восприятием обладали разве что купцы, странники и правители, которые формировали свою картину мира основываясь на данных многочисленных гонцов с разных границ государства.

С увеличением скорости распространения информации и охвате ею все большего количества людей, человеческий кругозор начинает постепенно расти.

А в нынешнее время, с появлением интернета и других современных технологий, мы с легкостью можем воспринять всю планету целиком, и неизмеримо огромные для наших предков расстояния, стали для нас небольшими и легко покоримыми, как физически, так и мысленно.

Также расширяется восприятие человеком “своей группы”. Давайте рассмотрим что это такое подробнее.

Человек и его отношение к окружающему миру

Все окружающее нас можно условно подразделить на ландшафт, откуда мы берем ресурсы, и “свое”, которое мы воспринимаем как часть себя или свою собственность.

При рождении “своя группа” для ребенка состоит, по сути, из него самого, поскольку он только потребляет, и все окружающее для него выступает источником того либо иного ресурса. В детском саду для ребенка совершенно естественно взять игрушку из чужого шкафчика, потому что он еще не воспринимает границ групп, и окружающее существует исключительно для удовлетворения собственных желаний.

Это тоже самое, как для взрослого пойти к морю и выловить рыбу, обычный источник ресурсов. При этом уже сейчас существуют, например, на западе города в которых располагаются пруды с рыбой в них исключительно для красоты и эстетического удовлетворения, и жители не идут туда рыбачить, поскольку этот пруд в их сознании уже воспринимается не как внешний ландшафт, а как часть “своей группы”. То что человек воспринимает своим, он не будет ломать, портить или воровать, в противном случае все эти проявления будут в обязательном порядке, поскольку окружающее воспринимается как ресурсный ландшафт.

Таким образом, можно проследить корреляцию духовного развития человека и величины воспринимаемой им в качестве “своей” группы. Это своеобразная лакмусовая бумажка уровня развития человека.

Кто-то считает, что “Город моя группа”, и уже не может, например, украсть скамейку в парке и увезти ее к себе на дачу. Другой же считает, что “Страна моя группа” и всех своих сограждан считает своими, но при этом вполне может объявить или одобрить объявление войны соседнему государству, потому что оно уже в группу своих не входит.

Постепенно появляется восприятие “Планета моя группа”, это проявляется в более бережном отношении к окружающей природе – защита вымирающих животных, экологические законопроекты и мероприятия, разведение скота и растений для собственных нужд, а не истребление их в природном окружении. Появляется понятие, что это “свое” и не стоит еще больше ломать природу, поскольку последствия пожинать нам и нашим потомкам.

Для земного существования это максимальный уровень развития, когда каждый человек воспринимает мир в качестве “Планета моя группа”. И во многом человечество делает большие шаги к приближению этого момента. Определяющим станет прекращение войн, поскольку воевать со “своими” бессмысленно, нелогично и нет потребности в этом.

Отсюда вывод – духовное развитие человечества идет по направлению от потребления к отдаче в полном подобии развитию каждого отдельного человека, а также на максимальное расширение “своей” группы.

Система управления развитием человека и человечества

Мы уже рассмотрели, что надсистема управляет созданной системой с помощью условных рычагов, которые мы обозначили как “боль и удовольствие”.

Рассмотрим справедливо ли это для человека. С точки зрения физической природы справедливо абсолютно – от голода мы чувствуем боль, при падении и ушибе мы чувствуем боль, замерзнув или перегревшись мы тоже чувствуем боль и так далее. Система сигнализирует нам, что появляется угроза выживанию. При этом, когда мы движемся в сторону исполнения своей функции, мы испытываем удовольствие. Например, одна из функций, поставленных перед человеком – размножаться и плодить потомство сопровождается получением удовольствия, удовлетворение голода или жажды вызывает удовольствие. Но чрезмерное поглощение удовольствий также вызывает боль – вполне справедливо с тем же чувством голода, если мы едим не останавливаясь, то после насыщения и получения определенной дозы удовольствия, мы опять начнем испытывать боль из-за переедания. То есть установлены определенные границы – мало/боль, нормально/удовольствие, слишком много/боль.

Таким образом, на примере физической природы мы очень ясно видим встроенную систему управления.

А что с духовной составляющей? Наше развитие направлено на отдачу, в первую очередь отдачу информации. В наш век интернета  и максимальной интеграции и сближения обмениваться и распространять информацию становится все легче и быстрее.

Что происходит, если не отдавать, не выполнять свою функцию? Если мы не следуем своему духовному предназначению мы также испытываем “боль”. В чем она проявляется? Это депрессия, состояние отчаяния или обреченности, и связанные с этим головные боли. Причем, если при невыполнении физической функции боль можно перетерпеть, то, при невыполнении духовных задач, боль настолько невыносима, что многие люди зачастую идут на самоубийство.

Также своеобразную “боль” нам приносит отрицательное отношение группы. Если человеку постоянно окружающие говорят плохие вещи, то он также придет к депрессии.

В тоже время, положительная отдача от группы, наоборот, приносит ни с чем не сравнимое удовольствие. Очень хорошо этот пример иллюстрируют отношения артиста и зрителей. При получении аплодисментов и зрительского восхищения артисты испытывают такое удовольствие, что некоторые “подсаживаются” на него как на наркотик. И при отсутствии симпатий, могут прийти к пьянству, наркомании, суицидам. Для обычных людей такой же процесс – восхищение группы и положительные эмоции доставляют удовольствие, стимулирующее к дальнейшему росту и развитию.

В духовном плане такого коридора отдачи, как в физическом, где слишком много это тоже боль, не существует. Здесь другой закон – мало, это боль, много, это удовольствие и чем больше, тем лучше.

Предварительные итоги наших рассуждений о векторе движения человечества

С одной стороны, человечество двигалось в сторону максимального удовлетворения физиологических потребностей, для обеспечения выживания и размножения. И мы с большой долей вероятности можем сказать, что мы приблизились к этому порогу.

Если вспомнить наш пример с рынком сотовых телефонов из предыдущей статьи, то на верхней точке развития иметь сотовый телефон становится дешево и как бы само собой разумеющимся. Точно также, на нашем уровне развития, обеспечение ребенка с рождения едой, теплом и другими физиологическими потребностями должно быть само собой разумеющимся, и, в принципе, человечество может это обеспечить.

При этом можно подумать, что от нас больше ничего не требуется, человек может с рождения предаваться наслаждениям и ничего не делать, только потреблять. Но нельзя забывать про то, что с духовной стороны, перед нами также поставлена задача отдавать, отдавать на как можно большую группу и получить от нее положительный возврат.

Эта задача становится приоритетной после того, как мы справились с решением первоначальной задачи на выживание.

Вершиной духовного развития человечества будет общество, воспринимающее все планету как собственную группу, и работающее на то, чтобы принести максимальную пользу другим, получив при этом от наибольшего количества людей положительный отклик в максимальной амплитуде.

В следующей статье мы подробно разберем на какой стадии развития находится человечество и его подсистемы, чего нам следует ожидать в сложившейся ситуации, какие необходимо сделать выводы и предпринять шаги.

8597